История здания посольства
Здание Посольства России в Уругвае, расположенное в центральной части Монтевидео на Бульваре Испании, является одной из достопримечательностей города.
Оно стало арендоваться нашей страной с 1944 г., сразу после возобновления дипломатических отношений между СССР и Уругваем, а в 1955 г. было приобретено в собственность советским правительством.
Хозяином этого дома был известный финансист и ценитель искусства Фернандо Дарно. Его предки - французские дворяне д'Арно, имевшие графский титул, вынуждены были оставить Францию во время Революции 1789 г. и эмигрировать в Англию. Потеряв земли, состояние, оказавшись политически неблагонадежными (дед ФДарно был роялистом, воевал против Наполеона), без надежд вернуться на Родину семья французского графа решила искать счастья в далекой Аргентине, куда и переехала в начале XIX в.
Фернандо Дарно родился в Аргентине предположительно в 1863-1869 гг. (точный год его рождения всегда оставался загадкой для семьи, по каким-то причинам дон Фернандо стремился преуменьшить свой возраст). Любовь к европейскому искусству, культуре будущий финансист впитал с детства. С 8 лет он воспитывался в Марселе в семье богатых родственников, остававшихся во Франции. Образование получил в иезуитском колледже. Вернувшись в возрасте 20 лет в Аргентину, Дарно занялся предпринимательской деятельностью: заключал сделки с землей, недвижимостью, играл на бирже. В конце 90-х гг. переехал в город Сальто на севере Уругвая, где приобрел земельные участки, затем обосновался в Монтевидео. Дела у Ф.Дарно шли успешно, он был талантливым биржевым игроком, имел особый «нюх» на выгодные сделки, состояние его постоянно увеличивалось.
В начале XX в. Монтевидео переживал расцвет. Обогатившись на поставках мяса, шерсти, кожи воюющим европейским державам, уругвайские предприниматели приглашали лучших итальянских и французских архитекторов, художников, искусствоведов и строили «как в Европе». Одновременно с 70-х гг. XIX в. ширился поток эмигрантов - особенно из Италии, Испании, Франции, России, среди которых были талантливые ремесленники: строители, плотники, краснодеревщики, ткачи, резчики по камню и дереву, портные, обивщики мебели, агрономы. Все эти люди покидали раздираемый противоречиями старый континент в поисках «лучшей жизни», новых горизонтов. Город преображался на глазах: из захолустного порта на краю света он превращался в «латиноамериканское предместье» Европы, где появлялись свои «парижские площади», «итальянские палаццо», «испанские фонтаны», «английские парки».
В то время многие уругвайские семьи среднего и высшего класса отправлялись со всеми чадами и домочадцами в путешествие по европейским столицам. Детей нередко оставляли учиться, а сами родители задерживались в этих поездках на полгода и более. Обратно плыли нагруженные многочисленными предметами искусства, с которыми вынуждена была расставаться разоренная войнами Европа. В Уругвай везли живописные полотна известных европейских мастеров, фарфор лучших французских и немецких фабрик, персидские ковры ручной работы, китайские безделушки, старинные предметы прикладного искусства, ценную мебель, люстры венецианского стекла и французский хрусталь, парковую скульптуру.
Именно в эти годы в Монтевидео появляются роскошные дворцы-резиденции с исключительными по богатству и тонкости вкуса интерьерами. Особого внимания заслуживают великолепные постройки государственных учреждений, среди них главное место занимает Дворец Законодательной власти, построенный в 1925 г. Для строительства этого дворца в Монтевидео для работы по контракту прибыли строители, резчики, мастера по обработке мрамора, камня, всевозможные ремесленники, многие из которых остались в Уругвае навсегда и пополнили ряды высококвалифицированной рабочей силы.
Фернандо Дарно принадлежали несколько домов в Монтевидео. Его основная резиденция, построенная в 1922 г., находилась на центральной улице города и поражала посетителей роскошью и архитектурным великолепием (к сожалению, этот трехэтажный особняк более не существует). Интересно читать пожелтевшие страницы журнала «Аналы», издававшегося в Монтевидео в 20-е - 40-е годы, о богатстве интерьера этого здания и о самом хозяине, «человеке образцовой культуры, тонкого вкуса и высоких чувств». Надо сказать, что Дарно активно занимался благотворительной деятельностью, помогал обездоленным, построил на свои средства церковь, основал Народный банк.
В 1915-1920 гг. финансист скупил большие участки земли в районе Поситос (по-русски «Поситос» означает «колодцы»), на тогдашней окраине Монтевидео, которая только начинала осваиваться (теперь это практически второй центр города). В то время Поситос был модным морским курортом, где проводили летние месяцы состоятельные уругвайцы и аргентинцы. Семья Дарно уже насчитывала пятеро детей, и глава дома намеривался построить особняки для каждого отпрыска.
В 1926 г в 500 метрах от песчаного пляжа Ла-Платы началось строительство летней резиденции. Проект здания был поручен уругвайскому архитектору итальянского происхождения Орасио Аззарини, а само строительство - инженеру Хосе Фигероа. (Аззарини - известный уругвайский архитектор, автор многих домов в Поситос, которые в 80-е годы были объявлены национальным достоянием Уругвая). Через год - в 1927 году - здание было готово. Год постройки можно прочитать на витраже, украшающем холл второго этажа резиденции. Рядом были возведены небольшие особняки для детей и родственников (они сохранились до настоящего времени, хотя большей частью заброшены). Здание возводилось с использованием самых современных для того времени методов, было оснащено различными техническими новшествами, которыми Дарно немало гордился. Так, во всех комнатах были установлены радиаторы отопления (эта система действует до сих пор), ванные комнаты устроены по последнему для 20-х годов слову техники, действовали внутренние телефоны. В полуподвальных помещениях размещались кинозал, спортивный зал с боксерским рингом и тренажерами; из Англии привезли громадный бильярдный стол (сохранился в наше время). Увлечение цивилизацией носило даже несколько избыточный характер: помпезные камины, установленные в нижних парадных залах, на самом деле фальшивые, - за бронзовыми решетками скрываются обычные батареи. (В Монтевидео во многих старых, да и в большинстве новых домов, камины -действующие, что не случайно - тепло и уют открытого огня помогают пережить сырую зиму).
Резиденция построена в неоклассическом стиле, характерном для итальянских палаццо. Это проявляется в строгой симметрии монументального фасада, в стройных рядах высоких арочных окон, в нарядной боковой террасе с легкой арочной колоннадой, в полукруглом выступе одной из стен с парадным балконом наверху.
Одновременно неоклассические формы сочетаются с некоторыми элементами модерна, что было так характерно для архитектурных образов 20-х годов XX в. При постройке использовались национальные и иностранные материалы, в частности широко применялся мрамор, в том числе специально привозимый из Италии.
Семья Дарно проживала в особняке на Бульваре Испании только в летние месяцы - в январе, феврале, поэтому, когда дети выросли и разъехались, было принято решение сдавать дом в аренду. Тот факт, что Дарно передал свою резиденцию Советскому Посольству, вызвало немало толков в столице. Но в целом уругвайская печать благожелательно и с интересом писала о приезде в страну Полномочного министра Сергея Орлова и не скупилась на описания богатого художественного оформления дома.
Внешний архитектурный облик, как и многое во внутренней отделке здания, а также мебель, предметы интерьера, сохранились на протяжении всех этих лет. Это подтверждают и старые фотографии, сделанные в 1944 г., когда дом был сдан в аренду Посольству.
Войдем внутрь резиденции через гранитное крыльцо, украшенное барельефными вазонами, привезенными из Италии. Холл здания монументален и торжественен. Геометрическая плитка мраморного пола придает ему прохладу и строгость. Потолок имеет псевдорезную структуру. Он расписан геометрическими узорами в сочетании синего и кремового цветов. На второй этаж ведет полукруг ажурной лестницы с чугунной литой решеткой.
У входа расположены и другие предметы, свидетельствующие о мастерстве уругвайских резчиков по дереву: сундук, подставка для зонтиков, банкетки, элегантная горка, в которой в настоящее время выставлены предметы русских народных промыслов. Изящные изгибы рамы зеркала в стиле барокко органично вплетаются в цветочный мотив решетки лестницы и резьбу в форме листьев и птиц на мебели.
Главный приемный зал, расписанный в духе раннего Возрождения, объединяет в себе как бы три помещения, соединенных арками. На потолках и стенах выполнены росписи на сюжеты античной мифологии, собранные в целостную живописную композицию красочными цветовыми узорами.
Автором полотен (они были прикреплены непосредственно к потолку) и настенных росписей и гобеленов является итальянский художник Доминико Джордоне (1899-1970), переселившийся в Уругвай после Первой мировой войны. По заказу Дарно он работал над художественным оформлением еще строившегося здания. Фрагмент росписи потолка парадного зала Посольства
Арки, цветные витражи на окнах, мрамор камина, тусклая бронза каминной решетки, громадные хрустальные люстры придают залу особую нарядность. Надкаминное зеркало в золоченой раме удлиняет зал и отражает свет люстр и картины. Порталы, фризы, арки украшены искусной резьбой.
Сохранилась мебель, выдержанная в стиле Людовика ХУ. Рояль «Стейнвей» 1899 г. элегантно вписывается в угол гостиной и освещается приглушенным светом старинной бронзовой лампы. Картины известных русских художников гармонично сочетаются с обстановкой зала.
Их дополняют предметы украшений: бронзовая фигура «Музы», мраморная голова Вакха, японские фарфоровые вазы. Паркетные полы из ценных пород дерева, ковры, нейтральные цвета бархатной обивки кресел и диванов создают торжественную атмосферу.
Столовая в отличие от светлого парадного зала решена в темно-красных тонах. Она камерна и уютна. Доминирует шафрановый цвет - именно такого оттенка мрамор был привезен из Египта самим Дарно, а уругвайские мастера изготовили из этого мрамора резной камин и буфетную стойку. Шафрановый мрамор определяет цвет стен и обивки мебели столовой.
Над камином висит огромное зеркало, в нем отражается вся столовая и потолок, расписанный на античные мотивы. На каминной полке старинные часы английской работы с чугунными фигурами двух рыцарей, рядом итальянские мраморные вазы в стиле ампир.
Из столовой высокая арочная дверь ведет на террасу и в сад. В саду сохранилась старинная итальянская парковая скульптура, тяжелые беломраморные скамьи. Когда-то этот сад казался просторным, теперь он стиснут высокими домами, окружающими Посольство, но на клумбах, как и в старые времена весь год цветут розы (около 70 кустов, которые постоянно обновляются) и растут самые разные деревья и кустарники - сосна, дуб, пальмы, лимоны, гранатовое дерево, китайские розы, азалии, жасмин. Посольские работники пытались вырастить березки, но они не прижились - слишком близко море, и березы не переносят соленый морской ветер. Вход в здание охраняют стройные высокие кипарисы, которые еще больше подчеркивают неоклассический стиль архитектуры Посольства.
Здание Посольства объявлено культурным достоянием Уругвая. Это памятник целого периода в жизни страны, лицо уругвайской архитектуры 20-х годов, когда Монтевидео являлся одним из самых красивых городов Латинской Америки. Россия делает все необходимое для поддержания архитектурного облика своей собственности. В 1989 г. внутренние помещения резиденции, росписи и мебель были реставрированы группой специалистов, специально приезжавших из России. Большие работы по реставрации предметов интерьера были проведены в 1999 и 2000 гг. силами Посольства. Каждый год в сентябре, в день Национальных памятников архитектуры, Россия гостеприимно открывает двери своего Посольства для всех желающих посетить этот дом, чей архитектурный и художественный образ занимает заметное место в духовной жизни уругвайского общества.